10.03.2023
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
-
Образовательные задачи:
Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через
заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки
о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни,
особенности поведения). Обобщать знания о перелетных птицах. Ознакомить детей с
очередным видом обрядной выпечки «жаворонки», история его происхождения.
Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая ее
характерные особенности, умение лепить пластическим способом.
-
Развивающие задачи: Развивать
творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.
Совершенствовать умение лепить из соленого теста, пользоваться различными
способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание. Формировать технические
умения и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Побуждать
к использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику рук
и кистей.
-
Воспитательные задачи:
Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно
относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Желание доводить начатое
дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от
использованных знаний, радоваться результатам. Воспитывать дружеские отношения,
взаимопомощь.
Интеграция
образовательных областей:
-
Речевое развитие:
Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных
высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре»,
«весна-красна», «обрядовая выпечка», «обряд».
-
Познавательное развитие:
Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать
представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.
-
Физическое развитие:
Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения,
предложенные воспитателем.
Методические
приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа,
пояснения, художественное слово, вопросы, напоминания.
Наглядный: визуализация с помощью картинок (показ, рассматривание)
Игровой: (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эврический
метод (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические
средства обучения)).
Словарная
работа: Кликали, заклички, «в самом
разгаре», «весна-красна», приметы весны, традиции народа, обрядная выпечка.
Индивидуальная
работа: Эмоциональный настрой детей,
совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям, разучивание
закличек.
Материал
и оборудование:
Демонстративный: картинки с изображением перелетных птиц.
Аппаратное и программное обеспечение: ноутбук с записями народных мелодий, «трель жаворонка»
Ведущая:
Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна,
С голубого небосвода
В гости к нам спешит весна.
Дети под русскую народную музыку заходят в зал и
рассаживаются свободно на стулья.
Ведущая: Здравствуйте, гости, девочки и мальчики! Усаживайтесь рядком, всё
у нас пойдёт ладком. Сегодня мы собрались на праздник «Встреча весны и прилёт
птиц». Издавна на Руси в день весеннего равноденствия – 22 марта отмечали
веселый праздник - Жаворонки. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима
кончается, весна начинается.
1. Весна на пост свой заступила,
Тепло земле всей подарила
И солнечным ярким лучом
С улыбкой вошла в каждый дом.
2. Идет матушка- Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел – белый снег сошел,
А за ним и апрель – отворил окно и дверь,
3. А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
Ребята, давайте петь и плясать,
Весну красную прославлять!
ПЕСНЯ - Хоровод «Как на двор пришла Весна»
Ведущая: с давних времён на Руси был обычай праздновать прилёт птиц,
возвращающихся домой из тёплых стран. Этот праздник назывался «Сороки», потому
что считалось, что прилетают 40 птиц, и первые из них – жаворонки. Поэтому
праздник ещё называли «Жаворонки».
С вечера хозяюшки месили тесто и пекли 40
шариков и жаворонков. Шарики каждый день по одному выбрасывали в окошко.
Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.
А жаворонков раздавали детям, и те с криком и
звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных
жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или
насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы
кричали заклички.
Вот послушайте заклички, которые расскажут наши
дети.
1. Жаворонушки, полетовушки!
Прилетите к нам,
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!
2. Жаворонушки-перепёлушки!
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
3. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
4. Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.
5. Жаворонок, жаворонок
Прилетай к нам во лесок!
Будем мы с тобой играть,
Будем петь и танцевать!
Песня-игра «…………»
Ведущая:
Дети, давайте золотые ворота для Весны-красны
открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну
пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно
победит, и мы ей в этом поможем.
Предлагаю поиграть в игру «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота»
(Все проходят цепочкой через ворота и говорят
слова).
Ходит матушка – весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустит вас.
В конце игры входит Весна
Весна:
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, гости!
Я – Весна-красна,
Вам тепло принесла.
Весна:
А теперь, мои ребятки,
Загадаю вам загадки:
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его - … (скворец)
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (грач)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (воробей)
Днём молчит,
ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает (филин)
Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась, да в лес (сорока)
Кто без рук и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (соловей)
Клювом кто стволы долбил,
Всех букашек истребил? (дятел)
Весна: а теперь поиграйте со мной!
Ведущая: На Руси всегда играли в весёлые игры.
Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно». И так,
отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…
Р.н. и. «Гори-гори ясно».
Ведущая: Весна –красна, а мы еще одну игру знаем
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за
кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел,
колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет,
будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик
у ног двоих детей. Все открывают глаза, нашедшие оббегают круг, кто из них
прибежит первым, звонит в колокольчик, становится ведущим в игре. Повторяется
игра 2-3 раза.
Весна:
Выходите в круг плясать и песни петь!
Хоровод «Ой, бежит ручьём вода»
Ведущая: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок,
примет.
Пословицы, поговорки:
Дети:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весенний день год кормит.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна днем красна, да и то не сполна.
Весною оглобля за ночь травой обрастает.
Приметы:
Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной
весне.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Дружная весна – жди большой воды.
Увидал скворца – весна у крыльца.
Весна: Спасибо вам ребята. За ваше старание я предлагаю вам послушать
песнь жаворонка.
А сейчас примите от меня угощение. Вот вам
пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить,
чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье,
заварить душистый чай да отведать угощенье.
Праздник заканчивается чаепитием.
Ведущая:
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Нам с весною было весело,
И она осталась с нами!
СОДЕРЖАНИЕ ПОСЫЛКИ
1. Чай
2. Пряники
3. Печенье
4. Конфеты
5. Сахар кусковой