Консультация для родителей Чаще разговаривайте с детьми…

28.02.2023


 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 р.п. Тамала

                 

Консультация для родителей

Чаще разговаривайте с детьми…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Свистунова Е.М

     

Говорите с детьми правильно!

Говорите чаще своему ребенку, что вы его любите. Говорите чаще ему о том, как он вам нужен. Да просто чаще разговаривайте с ним просто так!

Время летит так незаметно, и еще вчера ваш маленький ребенок, который так доверчиво вкладывал свою маленькую ладошку в вашу руку по дороге из детского сада, сегодня уже буркает что-то себе под нос и скрывается в своей комнате. А что же тогда будет завтра?

Говорите с ребенком чаще. Спрашивайте у него как его дела, что нового происходит в его жизни, интересуйтесь его друзьями. Найдите в бешеном ритме своей жизни, хотя бы час или даже полчаса времени, которое вы проведете со своим ребенком. Заведите привычку ужинать всем вместе, за одним столом, разговаривая о прошедшем дне или планируя день завтрашний. Поверьте, знать, чем живет ваш ребенок, для вас однажды окажется очень полезным…

Потому, что рано или поздно, ребенок совсем вырастет, и однажды даже не придет ночевать домой. Вот тогда, эти знания окажутся не только полезными, но еще и успокаивающими. Ведь если вы будете разговаривать с ним в детстве, то он не перестанет этого делать и в юности. А значит, вы будете и дальше знать, что происходит в его жизни. Где он находится, что с ним происходит, какие радости и горести он переживает.

Если ваш ребенок привыкнет к тому, что вы говорите с ним на разные темы, что вы готовы принять его друзей и любите его просто за то, что он есть на свете, то став взрослым, он сможет легко обратиться к вам за советом в той или иной ситуации. Он будет вам доверять.

Ребенок доверяет вам безраздельно, пока он мал, а потом это доверие очень легко потерять. Поэтому не молчите. Говорите со своим ребенком. Говорите чаще. Говорите дольше. Говорите на разные темы. Говорите чаще ему, что вы его любите.

 

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрастет, вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

- Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

Не оставляйте детские вопросы без ответа!

Не обрывайте их!

Не отнекивайтесь!

Не обходите молчанием!

Не отвечайте вопросом на вопрос! 

Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!

- Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?

1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете». И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».Хочу такой сайт

Разумная семья всегда будет воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения!угубо «речевой», касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства. Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя»«тётя Галя»«воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш по - началу будет произносить имя-отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи, безличных, ничего не значащих выражений (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики. Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: « Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем – то рассказать…».

         Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и « молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

                    Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру « Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить скучный поход по « делам» или необходимость постельного режима. К таким заданиям можно отнести:

- какими словами, красками, можно описать время года;

- назови слово – предмет, слово – действие, слово – цвет, только веселые слова;

- расскажи о предмете: какой он; что он может делать;

- играйте в игру « Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что…

Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что…;

- играйте в игру « Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

- играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т. д.;

- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка.

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: « Найди ошибку»

В лес растут грибы. – В лесу растут грибы.

Шишки растут в елке. – Шишки растут на елке.

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку в « лицах» с разной интонацией.

   Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;

- ребенок не виноват в своих проблемах! Он не « лодырь», не « тупой». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

- ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный ребенок сразу замкнется. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным  произношением звуков речи.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.02.2023

Дата обновления: 28.02.2023

Дата публикации: 28.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».