Содержание 1.1. 1.2. 2.1. 2.2. 3.1. 3.2. 4.1. Введение 1. Целевой раздел Обязательная часть основной образовательной программы Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2. Содержательный раздел Обязательная часть основной образовательной программы Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3. Организационный раздел Обязательная часть основной образовательной программы Часть, формируемая участниками образовательных отношений 4. Дополнительный раздел Краткая презентация программы 3 4 6 9 10 11 14 16 Введение 2 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 р.п.Тамала (далее МБДОУ № 5 р.п.Тамала), расположен по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, р.п.Тамала, ул.Восточная, дом 29 телефон: 8(8412)692-10-84 В МБДОУДС № 5 р.п.Тамала 3 группы детей в возрасте от 1года 6 месяцев до прекращения образовательных отношений. По уставу – с 2 месяцев при наличии условий, но условий для детей с 2 месяцев нет. Режим работы: пять дней в неделю с 7.30 до 18.00. Приоритетное направление развития МБДОУДС № 5 р.п.Тамала – краеведение Заведующий: Курдина Надежда Ивановна 1. Целевой раздел 1.1.Обязательная часть основной образовательной программы (далее Программы) Пояснительная записка 3 Цели и задачи реализации Программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования,. п.14.1 и 14.2 стр. 4-5). Цели и задачи воспитания (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования,. п.29.2.1 и 29.2.1.2 стр. 174- 175). Принципы и подходы к формированию Программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.14.3., стр.5.) Основные подходы к формированию Программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.1- 12., стр.1-3.) Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Особенности развития детей раннего и дошкольного Ранний возраст Характеристика возраста В раннем возрасте (от 1 года 6 мес. до 3 лет) ребёнок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»), что требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения ребёнка за счёт менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребёнка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Младший дошкольный возраст Характеристика возраста В младшем дошкольном возрасте (3–5 лет) происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребёнка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берёт с него пример, хочет быть во всём похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребёнка и его возможностями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребёнок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым 4 познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, – в первую очередь игры, – формируется детское общество. На пятом году жизни ребёнок постепенно начинает осознавать своё положение среди сверстников. Возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям: – расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребёнка в окружающей обстановке; – содержательно обогащаются представления и знания ребёнка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К пяти годам начинает формироваться произвольность – в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу). В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребёнка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание. Старший дошкольный возраст Характеристика возраста В старшем дошкольном возрасте (5–8 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребёнка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети всё ещё быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока ещё невелики. Кроме сюжетно-ролевых игр дети интенсивно используют и другие формы игры: режиссёрские, игры-фантазии, игры с правилами. После пяти лет резко возрастает потребность ребёнка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплочённое детское общество, существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных 5 предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словеснологического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.). Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счётом и пересчётом отдельных предметов. Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать её. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Планируемые результаты освоения программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 15, 15.1, 15.2 15.3, стр.5-17.) Планируемые результаты воспитания. Целевые ориентиры (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 29.2.3. стр.177-181.) Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 16, 16.1-16.10). 1.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает наличие приоритетного направления: краеведение Приоритетное направление краеведение означает: формулировать задачи познавательного развития по ознакомлению дошкольников с историей, культурой, литературным наследием и трудом 6 взрослых-тружеников Пензенского края на определённый период и определять первостепенные из них с учётом особенностей каждого ребёнка; проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути достижения цели; организовывать процесс воспитания в определённой системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях; сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами; владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его; обогащать представления дошкольников о родном крае, формируя их компетентность; приобщать дошкольников к малой родине, уметь анализировать и оценивать степень сформированности у детей представлений о своей малой родине. Приоритетное направление по краеведению реализуется в МБДОУ на основе региональных парциальных образовательных программ: «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022г.; «Человек на родной земле» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022 г. Методических пособий: «Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО,2023г., «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» в 2 частях, под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2023г. Цели: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края. Воспитание любви к малой родине. Сформировать у дошкольника чувство сопричастности к истории Пензенского края, сделав процесс познания истории развивающим и интересным для ребёнка. Задачи: 1. Внедрение в педагогическую практику обновлённого научнометодического обеспечения деятельности МБДОУ по краеведению. 2. Методическое сопровождение и организация детско-взрослых образовательных событий по приобщению дошкольников к истории родного края. 3. Участие в областных обучающих семинарах, научно-практических конференциях по проблематике педагогической технологии по краеведению. 4. Вовлечение родителей в процесс приобщения дошкольников к истории родного края. 5. Проведение мониторинга по результатам формирования представлений дошкольников о своей малой родине. 7 6. Популяризация педагогической технологии по истории родного края в СМИ и обеспечение её организационного сопровождения. Конкретно Цели и задачи смотри в книгах: «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» стр. 8; «Человек на родной земле» стр. 4-6; «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» часть 1, стр. 3-4. Показатели реализации приоритетного направления по краеведению: - наличие интереса к фактам, событиям, связанным с историей Пензенского края; - проявление уважения к историческому прошлому края, гордость за славные достижения народа, населяющего родной край; - сформированность общих представлений: об изменении людей, мест, предметов с течением времени, о важных датах и событиях прошлого, о традициях и обычаях, которые люди чтут, понимание того, что люди, города, сёла, предметы имеют свою историю и культуру, представления об исторических памятниках, как своеобразных рассказах о прошлом; - осознание ребёнком себя через цепочку рассуждений: моя биография – часть истории семьи, история семьи – история города (села), история города (села) – часть истории Пензенского края; - проявление интереса и уважения к языку людей других национальностей; - способность восхищаться народным творчеством; - ориентация в поведении на нравственные ценности, всегда уважаемые в родном крае (честность, взаимопомощь, сочувствие, любовь к Родине, смекалка); - бережное отношение к предметам истории и культуры, результатам труда людей – тружеников Пензенского края; - умение исполнять национальные песни, пляски, игры народов Пензенского края; Конкретно показатели смотри в книгах: «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» стр. 10-11; «Человек на родной земле» стр. 8-9; «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» часть 1 стр.6-7. 2. Содержательный раздел 2.1. Обязательная часть Программы Общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы включает: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом «Федеральной образовательной 8 программы дошкольного образования» (см. п. 17, 18, 19, 20, 21, 22; стр. 20148). б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 23, 23.1- 23.12; стр.148-152.). в) Направления воспитания (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 29.2.2 - 29.2.2.7; стр.175-177.). г) Содержательный раздел Программы воспитания (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 29.2.3 - 29.3.7; стр.181-188.). Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 24, 24.1- 24.22; стр.152-157.). Способы и направления поддержки детской инициативы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 25, 25.1- 25.8; стр.157-161.). Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 26, 26.1- 26.11; стр.161-165.). 2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Содержание работы по направлению краеведение планируется и проводится с использованием региональных парциальных образовательных программ: «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022г.; «Человек на родной 9 земле» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022 г. Методических пособий: «Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО,2023г., «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» в 2 частях, под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2023г. 3. Организационный раздел Программы 3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 32; 32.1-32.10; стр.193-195.). 3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.33; 33.1, 33.2; 33.3; 33.4; стр.195-218.). 10 3.3. Распорядок и /или режим дня (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 35; 35.1- 35.21; стр.219-233). Если ДОО работает 10,5 или 9.00 часов, то добавляется свой режим. 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п.36; стр. 233-235). Особенности организации традиционных событий, праздников, мероприятий В педагогическом процессе МБДОУ традиционные события каждого дня тесно переплетаются с праздниками и разнообразными мероприятиями, расширяющими возможность амплификации (обогащения) развития ребёнка. При организации жизни детей учитываются: возрастные особенности и возможности детей и вытекающие отсюда задачи воспитания, обучения и развития; интересы и потребности самих детей и их родителей; специфика учреждения — оснащенность, природное и культурноисторическое окружение и др. При организации детских праздников учитываются следующие показатели его качества: 1. Наличие в сценарии воспитательной идеи праздника. Подтверждена ли она репертуаром, оформление помещения. 2. Актуальность воспитательной идеи праздника для ребенка. 3. Наличие логики сюжета детского праздника (утренника). 4. Качество, содержательность синтеза искусств, используемых на нем. 5.Оформление интерьера помещения, атрибуты, внешний вид детей и взрослых. 6. Наличие высокохудожественного музыкального, поэтического репертуара, привлекательного для детей. 7. Доступность репертуара для детей данного возраста и для индивидуальных возможностей каждого ребенка. 8. Наличие в репертуаре всех видов детской музыкальной деятельности. 9. Наличие в репертуаре трех источников музыкального искусства: народной, классической и современной музыки (или ориентация на один из них). 10. Гуманистическая направленность содержания праздника (утренника) и детского репертуара (а также взрослого). 11. Наличие различных видов игр: спортивных, подвижных, музыкальных, хороводных, познавательных, игр-шуток и пр. 12.Наличие завязки, основного развития хода действия, включающего кульминацию и концовку – завершение, финал праздника. 13. Сквозная тема игрового сюжета на празднике. 14. Наличие подготовительной (был ли заранее интерес к празднику), а также финальной части. 15. Чередование активной и пассивной деятельности детей. 16.Роль ведущей праздника, ее сквозное действие на празднике (утреннике). 17. Наличие ролей для каждого ребенка-участника праздника. 11 18. Наличие ролей для родителей (возможно и для других присутствующих), предусматривающих их активное участие в празднике. 19.Соответствие оформления детского подарка идее содержания праздника. В дополнение, помимо предыдущих показателей, для спортивного праздника в МБДОУ учитываются следующие показатели качества: 1. Наличие в сценарии воспитательной и оздоровительной идей праздника. Подтверждены ли они содержанием, оформлением помещения. 2. Актуальность оздоровительной идеи для ребенка. 3. Наличие в содержании праздника всех видов двигательной деятельности детей, в соответствии с возрастом. 4. Наличие различных видов игр: спортивных, подвижных, музыкальных, познавательных, игр-шуток и пр.; разнообразных основных движений. 5. Наличие ролей для каждого ребенка-участника праздника, участие каждого ребенка, его двигательная активность. 6. Участие в празднике спортсменов, взрослых-любителей спорта. Главной особенностью организации традиционных событий, праздников, мероприятий в МБДОУ является характер взаимодействия взрослых и детей в образовательном процессе. В МБДОУ определены следующие показатели качества взаимодействия взрослых и детей в образовательном процессе и их вариативнее характеристики: 1. Создание атмосферы эмоциональной доброжелательности, открытости по отношению к детям, что выражается в: - проявлении интереса к личности ребёнка; - стремлении к установлению доброжелательных отношений с ребёнком; - ориентации на положительные моменты поведения и деятельности ребёнка, проявление терпимости к его ошибкам; - свободном выражении чувств и настроений; внимательное отношение к детям; быстрое реагирование на их проблемы, стремление к помощи и поддержке. 2.Предоставление позитивной свободы ребёнку, что выражается в: - отсутствии излишней регламентации жизнедеятельности детей; - предоставлении ребёнку права выбора содержания и способов деятельности, партёра для совместной деятельности; - учёте индивидуального ритма деятельности; - использовании установок, стимулирующих творческий поиск детей; - поддержке активности, инициативности и самостоятельности ребёнка; - поощрении сотрудничества и взаимопомощи детей. 3. Обеспечение успешности жизнедеятельности ребёнка, что выражается в: - варьировании содержания, форм, методов обучения применительно к опыту ребёнка, его индивидуальным психологическим особенностям, состоянию здоровья; - проявлении веры в возможности детей (формирование правильного отношения к ошибкам, недопущение получения ребёнком отрицательного результата, акцентирование внимания детей на успехах и др.); 12 - положительной оценке детской деятельности (оценке не только результатов и способов их получения, но и затраченных при этом усилий ребёнка; сравнении личных результатов ребёнка, привлечение к оценке результатов деятельности ребёнка других детей, не допуская при этом резко негативных суждений в его адрес и др.). 3.5.Особенности организации развивающей предметнопространственной среды. (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 31; 31.1-31.13; стр.191-193). 3.6. Психолого-педагогические условия реализации Программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 30; стр.189-191). 3.7. Кадровое обеспечение Программы (см. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, п. 29.4.1; стр.188; п 34; 34.1-34.5; стр.218-219). Далее таблица: № п\ п Ф.И.О. должность Образо Катего вание рия 1. Седакова Анна Юрьевна Нефедова Алла Павловна Матвеева Елена Владимировна Терешина Анна Сергеевна Свистунова Елена Михайловна Бубенцова Елена Алексан -вна воспитатель с/с воспитатель 2. 3. 4. 5. 6. Примечан ие, например: 1 Стаж Год повырабо шения ты квалификации 19 2021 в 1 11 2021 Секретарь педсовета воспитатель с/с 1 15 2022 Руководит ель кружка воспитатель с/с 1 8 2022 воспитатель с\с 4 2022 Муз. руководитель с\с 4 2023 1 наставник 3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3.2.1. Описание материально-технических условий реализации приоритетного направления по краеведению….(оборудование, костюмы, игры, детские книги, лепбуки и прочее) 13 3.2.2. Описание учебно-методического обеспечения приоритетного направления по краеведению: Парциальная образовательная программа «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022г. Данная программа адресована воспитателям, работающим по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Парциальная образовательная программа призвана помочь педагогам образовательных организаций систематически и целенаправленно осуществлять работу по ознакомлению дошкольников с историей родного края, используя исторические знания как средство социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приложения к программе содержат конспекты занятий, развлечений с детьми, фольклорные произведения. Парциальная образовательная программа «Человек на родной земле» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022 г. В парциальной программе представлен материал для ознакомления дошкольников с трудом взрослых – тружеников Пензенского края. В программе учтены требования ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования, а также новые подходы к организации образовательного процесса с дошкольниками. У детей формируются элементарные представления о предприятиях и сельском хозяйстве Пензенского края. Методическое пособие: «Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО,2023г. Методическое пособие помогает воспитателям познакомить детей с литературным наследием и литературным творчеством Пензенских авторов, начиная с М.Ю.Лермонтова, А.И Куприна. С творчеством А.П.Анисимовой, М.П. Смирновой и современными поэтами В.Д.Агаповым, Д.Д.Злобиной, Г.Е.Горлановым и другими. Методическое пособие адресовано детям старшего дошкольного возраста. Методическое пособие «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» в 2 частях, под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2023г. Методическое пособие подготовлено в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В пособии воспитателям предлагаются материалы по ознакомлению дошкольников с народной культурой Пензенского края: особенностями организации быта, народного костюма, декоративно-прикладного искусства, устного и музыкального народного творчества жителей, населяющих наш край. Конспекты занятий, сценарии праздников, фольклорные произведения как устные так и музыкальные (в виде нот и схем национальных танцев), данные в приложении подскажут педагогам возможные варианты организации работы с детьми разного дошкольного возраста. 14 3.2.3. Описание особенностей организации и режима работы по краеведению. В МБДОУ работа с детьми дошкольного возраста по краеведению организуется в форме занятий, развлечений и народных праздников, а также в форме совместной деятельности педагогов с детьми и в процессе самостоятельной деятельности детей. Эта работа организуется как в первой, так во второй половине дня и в помещении МБДОУ и на прогулке. К работе с детьми привлекаются родители (законные представители), а также сотрудники иных предприятий и учреждений культуры Пензенской области, с которыми заключены договора о сотрудничестве. В МБДОУ работает проект выходного дня «Культурная суббота», когда совместно воспитатели, дети и родители в субботу посещают учреждения культуры: музее, театры, библиотеки, клубы. Впоследствии это служит содержанием разговоров, бесед с детьми о родном крае; является содержанием их творческой продуктивной деятельности. 4. Дополнительный раздел программы Краткая презентация программы Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа 15 Программа ориентирована на развитие детей от 1 года 6 мес. до прекращения образовательных отношений в группах: - раннего возраста (от 1г. 6 мес. до 2 лет); - первая младшая группа (от 2 до 3 лет); - младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – вторая младшая и средняя группа; - старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет) – старшая группа; - старший дошкольный возраст (от 6 до 7-8 лет) подготовительная к обучению в школе группа. Используемые образовательные программы Обязательная часть программы составлена на основе «Федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Утверждена приказом Министра просвещения Российской Федерации 25 ноября 2022 года № 1028). В части, формируемой участниками образовательных отношений по приоритетному направлении МБДОУ используются региональные материалы: Парциальная образовательная программа «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022г. Данная программа адресована воспитателям, работающим по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Парциальная образовательная программа призвана помочь педагогам образовательных организаций систематически и целенаправленно осуществлять работу по ознакомлению дошкольников с историей родного края, используя исторические знания как средство социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приложения к программе содержат конспекты занятий, развлечений с детьми, фольклорные произведения. Парциальная образовательная программа «Человек на родной земле» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2022 г. В парциальной программе представлен материал для ознакомления дошкольников с трудом взрослых – тружеников Пензенского края. В программе учтены требования ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования, а также новые подходы к организации образовательного процесса с дошкольниками. У детей формируются элементарные представления о предприятиях и сельском хозяйстве Пензенского края. Методическое пособие: «Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам» под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО,2023г. Методическое пособие помогает воспитателям познакомить детей с литературным наследием и литературным творчеством Пензенских авторов, начиная с М.Ю.Лермонтова, А.И Куприна. С 16 творчеством А.П.Анисимовой, М.П. Смирновой и современными поэтами В.Д.Агаповым, Д.Д.Злобиной, Г.Е.Горлановым и другими. Методическое пособие адресовано детям старшего дошкольного возраста. Методическое пособие «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» в 2 частях, под общей редакцией доцента Е.Ф.Купецковой, Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2023г. Методическое пособие подготовлено в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В пособии воспитателям предлагаются материалы по ознакомлению дошкольников с народной культурой Пензенского края: особенностями организации быта, народного костюма, декоративно-прикладного искусства, устного и музыкального народного творчества жителей, населяющих наш край. Конспекты занятий, сценарии праздников, фольклорные произведения как устные так и музыкальные (в виде нот и схем национальных танцев), данные в приложении подскажут педагогам возможные варианты организации работы с детьми разного дошкольного возраста. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Взаимодействие педагогического коллектива МБДОУ с семьями детей строится на принципах: - тесное сотрудничество с семьёй по вопросам развития ребёнка; - оказание семьям консультативной психолого-педагогической поддержки в воспитании, обучении и развитии ребёнка; - открытость МБДОУ, обеспечивающая активное участие родителей (законных представителей) в педагогическом процессе группы, МБДОУ; - осознание родителями (законными представителями) и педагогами важности полноценного проживания ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - приобщение детей в МБДОУ и семье к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Педагоги используют интерактивные формы взаимодействия с родителями: «круглые столы», тренинги, дискуссии, практические занятия-консультации, индивидуальные беседы и разговоры, тестирование и анкетирование родителей (законных представителей), проведение совместных мероприятий педагогов с детьми и родителями (законными представителями), «картотека общих дел» и др. Заведующая МБДОУ ФИО \ В МБДОУ работает сайт – hhh// tamala5.tvoysadik.ru 17 Руководитель ведёт приём родителей (законных представителей) ежедневно с 11.00 до 13.00 18