28.02.2023
Консультация для родителей
Чаще разговаривайте с детьми…
Воспитатель:
Свистунова Е.М
Говорите
с детьми правильно!
Говорите чаще своему ребенку, что вы его любите. Говорите чаще ему
о том, как он вам нужен. Да просто чаще разговаривайте с ним просто так!
Время летит так незаметно, и еще вчера ваш маленький ребенок,
который так доверчиво вкладывал свою маленькую ладошку в вашу руку по дороге из
детского сада, сегодня уже буркает что-то себе под нос и скрывается в своей
комнате. А что же тогда будет завтра?
Говорите с ребенком чаще. Спрашивайте у него как его дела, что
нового происходит в его жизни, интересуйтесь его друзьями. Найдите в бешеном
ритме своей жизни, хотя бы час или даже полчаса времени, которое вы проведете
со своим ребенком. Заведите привычку ужинать всем вместе, за одним столом,
разговаривая о прошедшем дне или планируя день завтрашний. Поверьте, знать, чем
живет ваш ребенок, для вас однажды окажется очень полезным…
Потому, что рано или поздно, ребенок совсем вырастет, и однажды
даже не придет ночевать домой. Вот тогда, эти знания окажутся не только
полезными, но еще и успокаивающими. Ведь если вы будете разговаривать с ним в
детстве, то он не перестанет этого делать и в юности. А значит, вы будете и
дальше знать, что происходит в его жизни. Где он находится, что с ним
происходит, какие радости и горести он переживает.
Если ваш ребенок привыкнет к тому, что вы говорите с ним на разные
темы, что вы готовы принять его друзей и любите его просто за то, что он есть
на свете, то став взрослым, он сможет легко обратиться к вам за советом в той
или иной ситуации. Он будет вам доверять.
Ребенок доверяет вам безраздельно, пока он мал, а потом это доверие
очень легко потерять. Поэтому не молчите. Говорите со своим ребенком. Говорите
чаще. Говорите дольше. Говорите на разные темы. Говорите чаще ему, что вы его
любите.
С
ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К
сожалению, далеко не все родители
умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу
грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении,
следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:
1.
Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся
передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от
них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и
установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?
- Говорите с ребенком обо всем,
что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите,
о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с
ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрастет, вперед!
Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша.
Если Вы свободно говорите на
нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет
интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так
пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.
- Не
забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая
Вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после рабочего дня могут подействовать
раздражающе, и все же никогда:
Не оставляйте детские вопросы
без ответа!
Не обрывайте их!
Не отнекивайтесь!
Не обходите молчанием!
Не отвечайте вопросом на
вопрос!
Отвечайте не общими фразами и
не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно
признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по
интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите
этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.
Обязательно смотрите вместе его
любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и
медведя или всех друзей Лунтика!
- Запомните! Ваши слова всегда
должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие
между словом и делом. Чем это грозит?
1.
Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно
так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.
2.
Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный»,
а «выгодный» ему.
3. В некоторых случаях,
подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже
к психическому расстройству.
Говорите
только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С.
Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил: «Не
думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете
или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент
вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все
повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не
упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно
внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших
детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на
такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».
Разумная
семья всегда будет воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых
ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и
совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые
знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку. Мама, обладая
уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками,
несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания
и общения!угубо «речевой»,
касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих,
маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так
формируется культура его речи. Повзрослев, ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в
детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей.
Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы,
но основа ее останется неизменной: из детства.
Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он
верит безоговорочно,
и которых он копирует. Все, что говорится
Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на
Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир
будет в глазах Вашего малыша. И если Вы хотите, чтобы речь его была речью
культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы
должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком. Если в семье говорят громко,
торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Если родители,
разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница»,
то и ребенок говорить
будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя
слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш по - началу будет
произносить имя-отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к
тому, что правильно постороннего
взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.
Ваша
речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из
развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на
речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не
заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Нередко причиной неправильного произношения
звуков является подражание ребенком неправильной речи
взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи,
от сюсюканья и коверканья слов, говорите
нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые
слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и
тормозящее влияние на формирование правильной речи
и овладение словарем – малыш привыкает к неправильному звукобуквенному
ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов.
Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина». Лучше с самого начала приучать его
к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять
слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных
слов в слоговом отношении.
Избавьтесь от употребления в речи, безличных, ничего не значащих
выражений (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики. Даже
будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при
помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем
правилам, но в разговоре с
другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет
присутствовать, всё будет напрасно.
О хорошем развитии речи как условии успешного
обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту
речь развивать.
Часто можно услышать: « Мы так много читали
ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем
разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую
картинку, ни о чем – то рассказать…».
Да как же
иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не
вытянешь. Но даже и « молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли
книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в
бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру « Доскажи словечко»:
взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать
последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить
скучный поход по « делам» или необходимость постельного режима. К таким
заданиям можно отнести:
- какими словами, красками, можно описать
время года;
- назови слово – предмет, слово – действие,
слово – цвет, только веселые слова;
- расскажи о предмете: какой он; что он может
делать;
- играйте в игру « Если бы, да кабы…».
Ребенку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что…
Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что…;
- играйте в игру « Хорошо – плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а
что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
- играйте в слова с противоположным значением
(антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т. д.;
- играйте в слова, где изменяется только один
звук: почка – дочка – точка – кочка.
4. Предложите ребенку пересказать сказку,
рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите
описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: « Найди ошибку»
В лес растут грибы. – В лесу растут грибы.
Шишки растут в елке. – Шишки растут на елке.
6. Учите ребенка составлять рассказ по
картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро),
середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку в « лицах» с
разной интонацией.
Если вы хотите помочь своему
ребенку, не забывайте, что:
- для появления положительной динамики в
развитии речи нужны время, терпение и система;
- ребенок не виноват в своих проблемах! Он не
« лодырь», не « тупой». Он пока не может правильно пользоваться русским языком.
Ему нужна помощь!
- ребенка очень легко сбить: достаточно порой
ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный ребенок сразу замкнется.
Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут
уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть правильным
произношением звуков речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.02.2023
Дата обновления: 28.02.2023
Дата публикации: 28.02.2023